Литературоведение и критика
Вдохновенная ошибка
«Пушкинская речь» — одно из самых известных произведений писателя. Но прочитана ли она с должной глубиной и ответственностью?
Ни одно из творений Достоевского не вызывало таких восторгов.
«Молодой и непослушный…»
Бориса Корнилова расстреляли в 30. В феврале исполняется 80 лет со дня его гибели. По нынешним меркам и обстоятельствам ему бы до 35-ти ходить в молодых поэтах.
«В час великий, в час нежданный…»
Алексей Константинович Толстой (1817–1875) – выдающийся русский поэт, прозаик, драматург, переводчик. Творчество писателя – драгоценная жемчужина в сокровищнице национального духовного и культурного наследия, истинное достояние отечественной и мировой изящной словесности.
Время надежд: Ф.М. Достоевский и современность
Алла Новикова-Строганова. Именно М.М. Достоевский стал организатором, издателем и главным редактором журналов «Время» (1861–1863) и «Эпоха» (1864–1865).
Люблю тебя, как любят неземное
Выдающийся русский писатель Валентин Распутин писал: «…Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире».
С искренней заботой об отечестве: публицистика М. О. Меньшикова о развитии воздухоплавания
Среди оценок публицистики М. О. Меньшикова преобладают диаметрально противоположные. С одной стороны, и современники журналиста, и авторы более позднего времени высоко ценили талант публициста.
Переосмысление поэтики карамзинизма в эпопее С.С. Боброва «Древняя ночь вселенной»
Происходящее в эпопее «Древняя ночь вселенной» с её главным лицом – Нешамом-душой – выражает опыт существования Боброва; а это значит, что признание слепца в Рамае истинного наставника и очарование чувственностью Тавы, – всё это моменты осознания поэтом событий своей жизни.
Поэзия М.М. Хераскова, Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина в эпосе С.С. Боброва «Древняя ночь вселенной»
Важнейший биографический подтекст «Ночи» связан с именем М.М. Хераскова. Он и есть тот «пастырь» со свирелью, живший на «волшебных холмах», о котором Бобров писал в строфоиде, отсылающем к московскому периоду его жизни.
Виктор Лихоносов: предчувствие творчества
Неловкими, волнующимися, надеюсь, чуткими пальцами я буду сегодня перебирать необычные струны и прислушиваться к извлекаемым звукам. Среди них мне нужны те, которые сольются потом в необыкновенную, уже давно звучащую мелодию, но ее нужно уметь услышать, вслушаться в нее, и тогда она вызовет в душе ответ.
«Высочайшее просвещение… от самой добродетели в теле…»: воплощение образа Иисуса Христа в эпопее С.С. Боброва «Древняя ночь вселенной»
Критика учения о воображении, учения, уточняющего положение Поупа о смешении страсти и разума, открывает для поэтической мысли Боброва возможности картезианского философского метода.
Проблема автобиографического письма в эпосе С.С. Боброва «Древняя ночь вселенной»
Важнейшим эффектом экзистенциализации аллегорического письма Боброва, возникшим под воздействием картезианского учения о мыслящей вещи, является автобиографизм «Ночи».
«Снаружи правда, внутри ложь»: «Гроза» А.Н. Островского в современной киноинтерпретации
Не так давно в социальной сети ВКонтакте я наткнулась на пост, рассказывающий о фильме «Гроза» 2019 года, созданном режиссёром Григорием Константинопольским, по мотивам одноимённой драмы А.Н. Островского.
Годы потрясений и прозрений
Русская критика и литературоведение рубежа ХХ-ХХ1 веков о творчестве Василия Белова. В ноябре 1982 года хоронили Брежнева. Выбрали место возле Мавзолея, стали опускать гроб и с грохотом уронили его в могилу.
Расставание с эпохой Просвещения: философская полемика С.С. Боброва в эпопее «Древняя ночь вселенной» с «Опытом о человеке» А. Поупа
В своей эпопее «Древняя ночь вселенной, или Странствующий слепец» Бобров даёт, и это примечательно, детальный портрет Рамая-губителя – перед читателем предстаёт и «весь образ», и «каждая черта особо».
Специфика жанровой модели «аллегорическое путешествие в поисках истины» в эпопее С.С. Боброва «Древняя ночь вселенной»
Эпос Боброва «Священная ночь вселенной, или Странствующий слепец» отнюдь не является «поэтической историей человечества до Христа» [5. С. 98]. Религиозные и философские учения изображенных в поэме народов и стран – зримый образ (всякий раз иных) отношений души и разума.