«Я солдат информационной войны»

Диалог Карины Ждановой и Андрея Фефелова

28 сентября 2023 года на факультете журналистики КубГУ состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Наследие Ю.И. Селезнёва и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения и истории». Среди гостей (Л. Сычёва, И. Калус, Ю. Козлов, П. Беседин и др.) был и Андрей Фефелов (Проханов), главный редактор «День-ТВ», заместитель главного редактора газеты «Завтра», с которым нам удалось побеседовать во время перерыва. Получился своеобразный блиц-опрос.

 В одном из интервью Вы сказали: «Победа над агрессивным объединенным Западом – это малая победа, но она тоже важна». Что для Вас является «большой победой»?

— Существуют вызовы XXI века. Они колоссальные. Вот эта новая реальность является переходом от одного уклада к другому. От одного исторического периода к другому. У нас впереди много всего. Война может уничтожить государство и общество, а может, наоборот, его укрепить. Мы уже прошли этот момент, когда нас можно было сломать. Сейчас мы становимся сильнее. Когда эта война завершится, возникнет этап осознания себя – строительство русского общества нового уклада. Мы должны построить конвейер открытий. А для того чтобы его построить, нужны гении. А их можно только найти. Значит нам надо создать механизм поиска гениев.

Согласны ли Вы с фразой, приписываемой Михаилу Булгакову многими СМИ: «На свете существует только две силы: доллары и литература»?

— Я знаю одного писателя, он говорил так: «Есть три вещи на земле: Россия, литература и Машенька». Машенька – это его жена. Я думаю, что это высказывание намного лучше.

Считаете ли Вы, что журналистика как профессия в традиционном понимании исчезает, растворяясь в Интернете?

— Как таковые журналисты, которые понемногу разбираются во всем и работают с определенным изданием, исчезают, к сожалению. Есть люди, которые страстно увлечены какой-то тематикой, они крайне специализированы, то есть их интересует только одно направление. Например, ученый энтомолог вряд ли расскажет интересно про что-то, потому что он слишком погружен в детали.  А блогер умеет преподносить информацию так, чтобы ее хотелось читать. Он говорит на понятном языке. Настоящий журналист не должен быть ограничен одним направлением, он знает всего понемногу.

Что для Вас значит любить свою страну?

— Любовь – это такое чувство, которое либо есть, либо нет. Любить –это значит любить. Любовь проявляется всегда в нескольких вещах: первое – умение прощать, второе – умение жертвовать чем-то ради любви, без усилий, и, конечно, любить – это жить.

Вы пошли по стопам своего отца и стали журналистом. Как чувствуете – это призвание или семейный долг?

— Со временем я все дальше и дальше ухожу от отца, но элемент семейного долга присутствует, поскольку я попал в сферу журналистики практически в 1993 году, когда произошел жесткий кризис и разгром редакции. Мне нужно было лично помогать отцу. Не только как специалист, но и как сын. Я солдат информационной войны, и эта ситуация заставляет меня быть вот в этой роли. Если бы установился мир, а он когда-нибудь установится, если бы это было при моей жизни, то, может быть, я бы и поменял свою профессию (или направление) на что-то более для меня близкое. 

Александр Андреевич собирал бабочек, привезённых из горячих точек.  Есть ли у Вас интерес к коллекционированию?

— Ничего подобного не коллекционирую, но в последнее время я рисую двуглавых орлов. У меня их уже около трехсот.

Какие эмоции Вы получили от конференции прошлого года, почему решили посетить наш университет вновь?

— Я знал про ваш факультет по студентам, которые приезжали ко мне в редакцию. Мне было интересно познакомиться с вами лично. Мне нужны новые кадры. Когда люди понимают, о чем они говорят, из них могут получиться интересные блогеры и журналисты.

11.11.2023