25.10.2023
Заставить нельзя, — заинтересовать
София Меликсетян
Героиню нашей беседы зовут Ирина Калус. Она - член союза писателей России и литературный критик, доктор филологических наук и психолог. Мы встретились после конференции, посвященной творчеству В.И. Лихоносова. Причиной, побудившей меня говорить именно с Ириной Владимировной, стал ее доклад: «Слово «чувствующее и живое»: о двух ночных путешествиях начала 1960-х гг. в рассказах В. Лихоносова и Ю. Казакова.»Она писала о людях, с любовью относившихся к родной земле. Заинтересованных в сохранении русской литературы и традиций, а потому ставящих во главу угла память и историю народа.
А ведь мои вопросы напрямую связаны с темой сохранения русской литературы. И никто иной, как Ирина Калус, может поддержать беседу о внутреннем «Я», истинном творчестве и русской классике.
— Добрый день, Ирина Владимировна. На X Селезневской конференции обсуждалась тема обеднения русской культуры и ухудшения качества образования. Да и в целом, от современного человека не осталось почти ничего русского. Платон Беседин говорил о «внутреннем и внешнем Я». По его мнению, большинство сейчас сосредоточено на преобразовании «внешнего». Я же, напротив, наблюдаю последнее время ( особенно среди девушек) желание «прокачивать» себя изнутри. Соцсети транслируют нам идею о том, что нужно в первую очередь любить себя и думать о себе. Большинство людей уже перестали где-либо уступать друг другу. Заканчивают дружбу и любовь сразу, если что-то не нравится. Разучились разговаривать и решать проблемы. Им теперь легче просто уйти. Вы как человек, обучавшийся по специальности «Практическая психология», что думаете? Можно ли, напитавшись изнутри «светлой энергией» делиться ею с окружающими? Или в нашем случае, это очередная история про зацикленность на себе, прикрытую благой целью? О таком «внутреннем Я» говорил Платон Беседин?
— Вопрос я поняла. Разделю его на две части. Насчёт образования, действительно, разрушается оно у нас уже давно. Касательно идеи о том, что человек должен в любой деятельности исходить из любви к себе, — да. Эта тема у многих докладчиков звучала. И Ольга Вадимовна Татаринова озвучила вчера эту мысль. И санкт-петербургский философ Н.П.Ильин говорил о том, что несправедливо из нашей культуры, из нашего философского сознания вытравливалась идея личности. Николай Николаевич Страхов, философ, автор малоосмысленного на сегодняшний день труда «Мир как целое», тоже говорил о том, что субъективное познание мира и отталкивание от себя — это не просто благодатный путь, но единственно возможный для нас вариант развития . А с другой стороны, у нас же все переворачивается так, что людьми эта идея воспринимается как постановка себя в центр, и тогда это превращается в эгоизм. Вы спросите , откуда это пошло? От тех, кому выгодно разрушать русскую культуру изнутри.
— Не думаете ли вы, что люди стали выполнять свою работу формально? Что в министерствах, что в творческой деятельности . Кроме того, каждому человеку как будто недостает духовности, простоты, открытости. Но существует мнение, что обилие этих качеств замедляет развитие страны, особенно в техническом плане. На ваш взгляд, мы могли бы как-то совмещать это развитие , не теряя духовности?
— Простота… доброта… открытость… Этого нам действительно не хватает, в том числе и в литературоведении. Простой пример, о котором я говорила в докладе: автор определяет размер, определяет тему… и… все. На этом исследование закончилось. Тайна раскрыта. А другие авторы, тоже представители формального литературоведения, очень часто прикрывают свои научные, может где-то и псевдонаучные труды академической латынью. По сути, это мертвечина. Когда можно сказать легко и доступно, автор не использует это. Пытается слова свои наукообразить, чтобы выглядело претенциозно. «Где просто, там англелов до ста», где мудрено, там ни одного», — сказал Святой Серафим Саровский. А по части технического прогресса, может не совсем ко мне вопрос, хотя умом то я понимаю, что мы должны найти баланс. Параллельно материальное подгонять под тот высокий духовный уровень, который у нас есть. Ну, а с другой стороны, я то гуманитарий. Хотя, мне кажется, мы должны расширять свой технический инструментарий. Сегодня я задавала вопрос уважаемой Софье, которая сделала системно- аналитический обзор журнала «Родная Кубань» о том, как мы можем упростить пользование самим журналом, сайтом. Я ждала от неё ответов о том, что мы можем создать приложение, которое бы облегчило пользование сайтом «Родной Кубани». А может быть, какие-то другие электронные платформы создать, помимо соц. сетей. Я думаю, нам не стоит чураться этого. Ведь мир меняется. Нужно просто научиться совмещать в себе духовные ценности и стремление двигаться навстречу техническому прогрессу.
— Спасибо за ваши развернутые ответы. А как литератор, скажите, книги могли бы помочь в возрождении этой самой духовности? Если да, то какие?
— Возвращаясь опять-таки к Софье, которая предлагала ввести рубрику , посвященную духовным вопросам. Я скажу одно, конечно важно православие. И я думаю, оно тоже должно быть новым. Должно находить свои пути к человеку. Это первооснова. Это учение святых отцов. И оно не перестает быть актуальным. Любое чтение в этом ключе просветляет душу. Кроме того, наша литературоведческая специфика аппелирует больше к веку XIX. А сегодня, как мы понимаем, он насквозь был православным. Пушкин был христианином. Лермонтов, Гоголь, Достоевский. Вот поэтому мы должны эту часть культурного наследия для себя восполнять уже лично. Читать. Читать святых отцов. А еще, мне кажется, можно было бы включить в свой круг чтения труды Николая Петровича Ильина. Для меня это очень важный, значимый философ. Когда я была студенткой, приятно удивилась, что его любил Василий Белов. Почитайте Василия Розанова, Михаила Бахтина . Нам необходима философская и литературно- теоретическая база. Что касается авторов, которые пишут хорошую прозу, вам их предлагает журнал «Родная Кубань» и «Парус».
— И, на мой взгляд, самый важный вопрос. Я читала ваше интервью, в котором вы говорите, что чтение необязательно:«Нельзя заставить человека читать». В этом я с вами согласна. Сейчас люди мало что делают из того, что им неинтересно. Но если чтение помогает вернуть самобытность нашего народа, возродить духовность , то какие меры можно предпринять, чтобы привлечь хотя бы молодежь к этому занятию?
— Возвращаюсь к нашему инструментарию. Что мы можем сделать? Заставить не можем. Только заинтересовать. А как? Личным примером. Какими-нибудь проектами, в процессе которых нужно читать. Например, взять интересный отрывок из того же Льва Толстого «Война и мир». Человек прочтет, заинтересуется. А после ему и весь роман прочитать захочется. К слову, журнал «Родная Кубань» именно так и поступает. И это по-своему очень мудрое решение. Обрывают роман на самом интересном моменте. В результате человек хочет прочитать все произведение. Это гениально. А другой пример, с фильмами и книгами. Как Платон Беседин сказал: «Прошел фильм, после него можно и книгу написать. Прочитают». Сегодня очень много виртуальных форм, которыми мы могли бы привлечь читателя. Качественное художественное слово также важно. Но качественное — не равно сложное.
25.10.2023