Павлов Юрий
Родился в 1957 году в городе Кропоткине Краснодарского края. Доктор филологических наук, профессор факультета журналистики Кубанского государственного университета. Член СП России. Критик. Лауреат литературных премий. Живет в Краснодаре. Главный редактор журнала «Родная Кубань».
Павел Басинский как выразитель болезни современной критики и журналистики
Я давно хотел отреагировать на публикации Павла Басинского в «Российской газете» в его постоянной колонке «Игра слов». Это символическое (забегая вперёд, скажу – во многом определяющее суть текстов автора) название рифмуется с известной телепрограммой Игоря Волгина «Игра в бисер»...
Читать далееБольше русскости, или Реплика на комментарии А. Жучковой и В. Чекунова
Все, кто пытается поставить под сомнение творчество Пиценко как значительное явление современной литературы – люди, явно не читавшие его тексты, в лучшем случае потратившие на сие занятие несколько минут...
Читать далее50:0 в пользу Николая Крижановского
Николая Игоревича Крижановского знаю уже 29 лет, с 1995-го, когда начал читать лекции по «Истории русской литературы XX века» студентам 4-го курса филфака Армавирского пединститута. И на этом курсе, и на пятом, где преподавал другие дисциплины, Николай Игоревич проявил себя как нетипичный молодой человек середины 90-х.
Читать далееОчень затянувшееся расставание с «Нашим современником»
Ровно 50 лет – с первого курса филфака Кубанского государственного университета – я читатель, самый горячий поклонник, подписчик «Нашего современника», а последние 20 лет – постоянный автор, лауреат трех премий журнала, член Общественного совета. С того номера «Нашего современника», когда на обложке издания вместо памятника Минину и Пожарскому появились мутные потоки воды, очень похожие на сточно-канализационные...
Читать далееКнига З. Прилепина «Шолохов. Незаконный» как эпический и фактологический провал
Автор «Шолохова. Незаконного» по-разному «подгоняет» под себя мировоззрение, систему ценностей, писательскую судьбу своего героя. Подобное действо Прилепин уже совершил ранее при создании книги «Есенин: обещая встречу впереди».
Читать далееКнига З. Прилепина «Шолохов. Незаконный» как эпический и фактологический провал
Новое слово о главном герое в книге «Шолохов. Незаконный» и историко-политической, литературной ситуации в стране Прилепин говорит на страницах, посвящённых тем людям, силам, которые противостояли не только публикации третьего тома «Тихого Дона», но и Сталину.
Читать далееКнига З. Прилепина «Шолохов. Незаконный» как эпический и фактологический провал
Книга Захара Прилепина «Шолохов. Незаконный» восторженно встречена традиционными почитателями творчества автора: Андреем Рудалёвым, Германом Садулаевым, Алексеем Колобродовым и другими.
Читать далее«Расказачивание» в книге З. Прилепина «Шолохов. Незаконный» vs расказачивание в «Тихом Доне» и в жизни
Ключевое событие, вызвавшее прекращение издания третьего тома «Тихого Дона» М. Шолохова и самые негативные последствия (от возникновения печатной версии о плагиате до требования переписать почти 75 процентов текста), – это Верхнедонское казачье восстание.
Читать далееПодтёлковский сюжет в книге З. Прилепина «Шолохов. Незаконный» как проявитель позиции и исследовательского «мастерства»
Концепция Гражданской войны, на которой строится большая часть книги Захара Прилепина «Шолохов. Незаконный», – это частично видоизменённый, слегка припудренный советский её вариант.
Читать далееМихаил Шолохов и его «Тихий Дон» как проявитель сущности творческой личности
Разговор о шолохофобах второй волны, чьи публикации появились в 1970-2020-е годы, предсказуемо начнём с Александра Солженицына. По его инициативе и при разновидном участии создавалась и была опубликована в 1974 году во Франции книга «Стремя “Тихого Дона“».
Читать далееМихаил Шолохов и его «Тихий Дон» как проявитель сущности творческой личности
Отношение к Михаилу Шолохову, его главному роману «Тихий Дон» – безошибочный проявитель сущности творческой личности. Как правило, русские авторы – шолохофилы, русскоязычные – шолохофобы.
Читать далееПроститутки, зарабатывающие на иностранных постелях
В очередном, пятнадцатом номере антигосударственно-русофобского «Собеседника», созданном, как всегда, в недрах ЦРУ, и по-прежнему выходящем в России тиражом 154826 экземпляров привлекли внимание следующие материалы.
Читать далееЛибералы - на выход!
«Дорогие» Н. Гужева и все либералы, оккупировавшие Россию, скажите, в чём же не прав Александр Дугин? Как и прежде, находясь под крылом некоторых представителей власти (прежде всего Владимира Григорьева, директора департамента печати Минцифры) в центре Москвы прошла весенняя ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction-2023.
Читать далееСтихи Бориса Слуцкого о Сталине как отражение мифов «оттепели»
Произведения Слуцкого о Сталине (в первую очередь, «Бог» и «Хозяин») давно трактуются либеральными авторами как уникальные произведения, в которых поэту удалось сказать правду, недосягаемую для всех или большинства современников.
Читать далееЕлизавету Лихачёву — в отставку!
В 12 номере антигосударственно-русофобского «Собеседника», который к моему бесконечному удивлению до сих пор не признан иноагентом и продаётся во всех киосках страны, приводится цитата нового директора Пушкинского музея Елизаветы Лихачёвой: «Для нас Сталин — предмет поп-культуры, как Микки-Маус… Я приверженец очень простой позиции: он сдох».
Читать далееНесколько страниц из истории болезни Бориса Слуцкого, найденные Юрием Павловым в №402 аудитории журфака
Читателям предлагаю два маленьких отрывка из большой статьи (кто же её прочитает?), которая вскоре появится на сайте журнала. «Страницы» будут публиковаться в разные дни, сноски на источники желающие найдут в статье.
Читать далееРусский ответ либералам
Сегодня на перемене зашел на кафедру и увидел детей старшего преподавателя Ольги Вадимовны Татариновой – семилетнюю Варвару и девятилетнего Владимира. Они увлеченно читали. На мой вопрос, какие книги вызвали такой интерес, Варвара ответила «Дон Кихот», Владимир – «Капитанская дочка».
Читать далееСтанислав Куняев – русский герой на Третьей мировой
В трёх главах из восемнадцати в книге «К предательству таинственная страсть…» речь идёт о личности и творчестве Евгения Евтушенко. Никому из «шестидесятников» Куняев такого внимания не уделяет.
Читать далееСтанислав Куняев – русский герой на Третьей мировой
Станислав Куняев только в главе «Пилигримы» обращается к личности и творчеству Иосифа Бродского, очень точно характеризуя его стихотворение, вынесенное в название этой главы.
Читать далееСтанислав Куняев – русский герой на «Третьей мировой»
Прекрасно понимаем, что большая часть сегодняшних сограждан – непросвещённые и непосвящённые люди, поэтому в начале статьи скажем о том, без чего дальнейший разговор не имеет смысла.
Читать далееЕвгений Евтушенко: путь в бездну
В 2004 году Е. Евтушенко написал стихотворение «Прогулка по карнизу». В нём даётся авторская версия собственного писательского пути, называется его жизнетворческое кредо, определившее этот путь. Через анализ стихотворения и идеологического контекста всего творчества Е. Евтушенко выясним, насколько самооценки писателя соответствуют его жизненным и поэтическим реалиям.
Читать далее«Честно говоря», или Вячеслав Огрызко как литературный критик
Я отношусь с большим уважением к Вячеславу Огрызко как к главному редактору «Литературной России». Он, один из лучших главредов современности, быстро реагирует на присланные материалы, печатает авторов с разными идейно-эстетическими взглядами, открывает новые таланты, надпартиен, независим, смел.
Читать далееЕвгений Евтушенко как «русский иностранец»
В уже относительно давние времена, в 1965-м году, Вадим Кожинов настаивал, что к поэзии Евтушенко нужно относиться как к стихотворству, к «лёгкой поэзии», «стихотворной публицистике» [12, с. 13].
Читать далееАлександр Казинцев как критик и публицист: путеводитель
Александр Иванович Казинцев родился 4 октября 1953 года в нетипичной интеллигентской советской семье. Есть основания отнести её к полуэлитной, полуноменклатурной.
Читать далееФ.М. Достоевский и «правые» в восприятии Игоря Волгина
Ф.М. Достоевский, как известно, находился в эпицентре идеологической и духовной борьбы, которая велась в России в XIX веке. «Правые» современники писателя – славянофилы, М. Катков, К. Победоносцев – были идеологически и человечески в разной степени близки ему.
Читать далее«Пушкинская речь» Достоевского в интерпретации Людмилы Сараскиной
«Пушкинская речь» – одно из главных событий в жизни Достоевского – наглядно показала масштаб личности писателя, его мыслительное, духовное превосходство над всеми «говорящими головами» – участниками событий, в первую очередь – над И.С. Тургеневым.
Читать далееСтатья «Еврейский вопрос» Ф.М. Достоевского в интерпретации Людмилы Сараскиной
Достоевский – антисемит. Так характеризуют писателя многие либеральные авторы XIX-XXI веков (и не только они). Современные же исследователи жизни и творчества великого писателя в большинстве своём предпочитают еврейский вопрос в восприятии Достоевского не рассматривать или говорить о нём поверхностно, вскользь.
Читать далееЕлена Чижова: кровь и ярость
Елена Чижова – новая звезда русскоязычной прозы. Она победитель «Русского Буккера» 2009 года, директор Санкт-Петербургского Пен-клуба, главный редактор международного журнала «Всемирное слово».
Читать далееХристов воин
При всей своей импульсивности, пассионарности Владимир Бондаренко — человек довольно терпеливый, когда речь идёт о нём самом, о критике в его адрес. Но в данном случае полемика ведётся о дорогих для Бондаренко именах либо проблемах общего, национального звучания.
Читать далееДве редакции «Пастуха и пастушки» как путь к пониманию «позднего» Астафьева
О душевно-духовном, мировоззренческом, творческом состоянии Виктора Астафьева 1960 – 1980-х годов дают представление и две редакции «Пастуха и пастушки» (1967–1971–1974 гг. и 1967–1971–1989 гг.).
Читать далееАлла Марченко: «Есенин» без Есенина, или Путь в беспутье
Новая книга Аллы Марченко «Есенин: путь и беспутье» (М., 2012) многим отличается от «Поэтического мира Есенина» (М., 1989), одной из первых попыток этого исследователя постичь творчество русского гения.
Читать далееИскусство понимать
Беседа Юрия Павлова с Александром Казинцевым
Ю.П.: Александр Иванович, в студенческие годы вы регулярно общались с Арсением Тарковским, посещали лекции Мамардашвили на психфаке МГУ, ездили в Тарту к Юрию Лотману... То есть вроде бы вы были типичным московским интеллигентом, условно говоря, космополитически- либерального толка.
Личность и творчество А. Чехова в работах И. Ильина, С. Булгакова, И. Бунина
Естественно, что о Чехове писали его современники: Дмитрий Мережковский, Михаил Меньшиков, Василий Розанов, Сергей Булгаков, Иван Бунин, Максим Горький, Иван Ильин и другие. Обратимся к некоторым публикациям, в которых выявляются доминантные черты личности и творчества Чехова.
Читать далееАлександр Байгушев: пожалейте голого короля
В статьях разных лет Байгушев периодически вспоминает Белинского, демонстрируя при этом такие знания и такой уровень мышления, что впору задаться вопросом: где те “системные филологические познания”, то “системное образование”, о которых говорит Александр Иннокентьевич?
Читать далееСтанислав Куняев: штрихи к портрету на фоне эпохи
Станислав Юрьевич Куняев родился в 1932-ом году в Калуге. Многие события ХХ века оставили след в судьбе его рода и его самого. К ключевым эпизодам истории минувшего столетия, увиденных сквозь призму судьбы отдельного человека, рода, народа, государства, Куняев неоднократно обращается в статьях, интервью, мемуарах.
Читать далее«Солдатская правда» Виктора Астафьева – кривда о человеке и времени
В последние тридцать лет большая часть СМИ, многие критики, литературоведы, деятели культуры, преподаватели вузов, учителя последовательно утверждают: публицистические высказывания и художественные произведения о Великой Отечественной войне «позднего» Астафьева – ранее неведомая солдатская правда о главном событии XX века.
Читать далееЧехов как русский человек: заметки на полях книги Ивана Бунина
Сестра Чехова Мария Павловна еще в 1911 году выразила уверенность, что лучше Бунина о ее брате никто не напишет. Первый шаг в этом направлении Иван Алексеевич сделал осенью 1904 года очерком «Памяти Чехова».
Читать далееНаш ответ «соловьям» русофобии, или «Несостоявшаяся революция» Т. и В. Соловей как несостоявшееся открытие
Думаю, разговор о книге Татьяны и Валерия Соловей «Несостоявшаяся революция. Исторические смыслы русского национализма» (М., 2009) есть смысл начать с важной особенности методологии, избранной авторами исследования.
Читать далееДина Рубина: портрет на фоне русскоязычных писателей и Франца Кафки
8 октября 1911 года Франц Кафка так размышлял о сокровенном в своём дневнике: «Хочется узнать и еврейскую тему, которой, очевидно, предписана постоянная национальная боевая позиция, определяющая каждое произведение.
Читать далееВасилий Розанов: штрихи к портрету
Общеизвестна способность мыслителя, по его точному определению, «говорить слишком»: гиперболизировать явления, черты для того, чтобы наглядно показать их сущность. Не менее известно «непостоянство» В.Розанова… Учитывая эти особенности мышления критика, попытаемся найти постоянные и переменные величины в его творчестве.
Читать далееЛирика Александра Блока: «трилогия вочеловечивания»?
Общеизвестно, что всю свою лирику А.Блок рассматривал как единое целое, как «трилогию вочеловечивания». Нас будет интересовать, как на уровне чувств, мысли А.Блок решает проблему человека. Начнём с темы любви.
Читать далееТема Родины в лирике Александра Блока
Тема Родины в лирике Блока 1901-1907 годов развивается в разных направлениях, чаще параллельных, нежели пересекающихся. Все они по-разному проявляются в разделе «Родина», куда вошло 27 стихотворений 1907-1916 годов. Важнейшую роль в нём играет цикл «На поле Куликовом» (1908).
Читать далееАлександр Блок как непоследовательный интеллигент, или Комментарий к поэме «Возмездие»
В предисловии к поэме «Возмездие», написанной в 1919 году, А.Блок так формулирует идею своего произведения: «...Род, испытавший на себе возмездие истории, среды, эпохи, начинает, в свою очередь, творить возмездие» (Блок А. Собр. соч.: В 8 т. - Т. 3- - М. - Л., I960).
Читать далееАлександр Блок «подземный рост души» как путь к «Двенадцати»
Блок в статье «Душа писателя» справедливо утверждал, что художник - «растение многолетнее», произведения его - «только внешние результаты подземного роста души» (БлокА. Собр. соч.: В 8 т. - Т. 5. - М. - Л., 1962). Выясним закономерности этого «роста» через анализ статей, дневников, записных книжек, писем.
Читать далееСергей Есенин: «Я хочу быть жёлтым парусом...»
С. Есенин, как известно, вошёл в литературу с лёгкой руки А.Блока. В одном - главном художественном компоненте - их поэзия периодически совпадала. В «Пришествии», «Преображении», «Инонии», «Иорданской голубице» и других произведениях 1917 -1918 годов точкой отсчёта для С.Есенина являются идеалы «малого народа» со всеми вытекающими из этого естественными антихристианскими последствиями.
Читать далееДуша и тело, или Штрихи к портрету Марины Цветаевой
В 1932 году, в пору творческой зрелости, когда принято подводить итоги, М. Цветаева опубликовала статью «Поэт и время», в которой выразила своё понимание проблем, ключевых для любого художника, проблемы «назначения поэта и поэзии», в первую очередь.
Читать далееПоэма Сергея Есенина «Пугачёв»: бунт «сволочи»
Ещё в 60-е годы XX века П.Юшин выдвинул следующую версию прочтения «Пугачёва»: «Взяв в качестве сюжета пьесы исторический факт, Есенин перенёс его в послереволюционные условия, заполнив монологи героев характерными для первых советских лет авторскими переживаниями, ассоциациями и оценками» (Юшин П. Сергей Есенин. - М., 1969).
Читать далееВладимир Маяковский: в добровольном плену у политики
В наши дни вновь популярна следующая точка зрения на жизнь и творчество В.Маяковского: существуют якобы два поэта. Один - дореволюционный - чувствительный, ранимый человек, тонкий лирик, певец любви и т.д., другой - послереволюционный - поэт- трибун, принесший свой талант в жертву Октябрю и социалистическому строительству.
Читать далееЧеловек и время в «Белой гвардии» и «Собачьем сердце» Михаила Булгакова
Немало исследователей утверждает, что Булгаков - атеист и даже сатанист. Думаю, нет оснований говорить об атеизме как неизменной величине мировоззрения писателя, а сатанизм - это из области фантазии.
Читать далееЮрий Казаков: мгновения русской души
Имя Юрия Казакова практически выпало из списков авторов, изучаемых в школе и вузе. Показательно, что статья А.Георгиев- ского о творчестве писателя была опубликована в журнале «Литература в школе» (1988, № 6) в рубрике «За страницами учебника».
Читать далееВладимир Максимов: «Я без России - ничто»
Повторно имя Владимира Максимова стало вводиться в литера- турно-критический и читательский обиход во второй половине 80-х годов XX века. Уже по первым негативным оценкам Максимова «левыми» можно было понять, что мировоззрение и творчество писателя явно не вписывается в либеральную систему ценностей.
Читать далееРассказы Александра Солженицына: чёрно-белое кино
Уже в первых рассказах «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор» А.Солженицын совершает, казалось бы, немыслимое: он наносит удар по советской системе. Так, о лагерях, о которых принято было писать как о порождении Сталина и сталинизма, в «Одном дне...» мимоходом сказано принципиально иное: «Об этом старике говорили Шухову, что он по лагерям да по тюрьмам сидит несчётно, сколько советская власть стоит».
Читать далееЛеонид Бородин: «наказанный» любовью к Родине
16 февраля 1969 года Юлий Даниэль, находившийся в лагере, в письме на волю сообщает о вновь прибывших - Вячеславе Платонове и Леониде Бородине - и высказывает неожиданное предположение о них: «А вообще - кажется, «кваском припахивают» (здесь и далее письма и комментарии цитирую по книге: Даниэль Ю. «Я всё сбиваюсь на литературу...»: Письма из заключения. Стихи. - М., 2000).
Читать далееВладимир Личутин: домашний философ против хозяйки
В новую книгу В. Личутина (Личутин В. Домашний философ. - М., 1983) вошли две повести, ранее уже публиковавшиеся в журнальной периодике. Если первая повесть «Бабушки и дядюшки» удостоена премии «Дружбы народов» и не обойдена вниманием критиков, то обсуждение второй началось сравнительно недавно.
Читать далееВладимир Личутин: «Счастья не ищут на стороне...»
«Родом я из Поморья, окраины России, застуженной и бесцветной для глаза постороннего и души равнодушной», - так начинает В. Личутин очерк «Помни род свой, и песню, и слово...»
Читать далееЖизненные слабости как источник творчества Давида Самойлова
Михаил Пришвин, рассуждая о соотношении образа жизни и творчества, акцент делал на качестве своего поведения как главном условии появления «прочных вещей».
Читать далееЧеловек и время в романе В.Гроссмана «Жизнь и судьба»
В романе «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, сразу после публикации отнесённом многими критиками к классике XX века, нашли отражение национально-ограниченные и «левые» представления о времени. Это произведение - пример отсутствия у автора эпического мышления.
Читать далееПрофессор и «трусики»: заметки о романе Сергея Есина «Марбург»
Главный герой романа С.Есина «Марбург», опубликованного в 2005 году в 10 и 11 номерах «Нового мира», - профессор-филолог. Он приглашён в известный немецкий город, название которого вынесено в заглавие романа, читать лекции о Михаиле Ломоносове и Борисе Пастернаке, чьи жизни и творчество напрямую были связаны с Марбургом.
Читать далееМемуары последних лет: взгляд из Армавира
В начале XXI века появились мемуары и мемуарная проза Евгения Евтушенко, Василия Аксёнова, Анатолия Гладилина, Бориса Грибанова, Даниила Гранина, Юлиу Эддиса, Наума Коржавина, Лазаря Лазарева, Бенедикта Сарнова, Станислава Рассадина...
Читать далееЗаметки на полях мемуаров и статей Станислава Куняева
Станислав Куняев так определил одну из причин появления собственных мемуаров: предоставить возможность читателю судить об эпохе не только по многочисленным воспоминаниям «левых», но и «правых».
Читать далееЛейтенант Третьей мировой
Интервью со Станиславом Куняевым
Юрий Павлов. Станислав Юрьевич, ваши недруги из либерально-демократических СМИ называют вас русским националистом, антисемитом, черносотенцем. Как вы относитесь к такого рода «оценкам»?
«Кризис и другие» С.Кургиняна: фантазии на литературно-историко-политические темы
Я давно не читаю статьи Сергея Кургиняна - с детства не люблю фантастику. Однако с подачи возмущённого коллеги всё же одолел часть «эпопеи» «Кризис и другие» («Завтра», №№ 37-48) и решил выразить своё отношение к ней.
Читать далееГеоргий Соловьев–критик: Цельность творческой личности
Писать молодому критику о критиках, как правило, сложнее, чем о прозаиках или поэтах.
Читать далееВиссарион Белинский: мифы и реальность
Я неоднократно утверждал, что Вадим Кожинов, как и многие его современники, так до конца своей жизни и не преодолел «комплекс» Белинского. Отношение к «неистовому Виссариону» как к «нашему всё» отрицательно сказалось на русской мысли ХХ века.
Читать далееЮбилей как проявитель системной болезни власти и СМИ
Реакция наших СМИ на 85-летие Ельцина была предсказуема. Государственно-либеральные телеканалы и печатные издания пели дифирамбы первому президенту России.
Читать далееАндрей Вознесенский как советский и либеральный «акын», грузинский «подкидыш», богохульник, «унитазный интеллектуал»
Уже в первом абзаце предисловия к книге Андрея Вознесенского «Дайте мне договорить!» (М., 2010) Анна Саед-Шах задаёт тональность разговора о поэте: его стихи были для советских школьников «глотком чистого воздуха и нездешней свободы»;
Читать далееЗнаки судьбы «позднего» Виктора Астафьева: о подписи задним числом и «сортирах», браке по расчету и русофобии, о «ребятишках» и абортах
«Поздний» Астафьев главное достоинство русской литературы почти утратил.
Читать далееВячеслав Пьецух как классический русофоб
В 29-м номере «Литературной газеты» (15-21 июля 2020) опубликована статья Марка Розовоского «Читайте Пьецуха» c «убедительным», умилительно-анекдотичным подзаголовком «Потому что он – настоящий классик: у него вышел 11-томник».
Читать далееСМИ о смерти Василия Белова
С интервалом практически в две недели ушли из жизни Борис Стругацкий и Василий Белов. Реакция СМИ на их уход была во многом предсказуема.
Читать далееВасилий Белов: стеснительный и дерзкий
Творчество великого русского писателя Василия Белова вызывало, вызывает и будет вызывать взаимоисключающие оценки. В их основе лежит разное отношение к крестьянскому и традиционно-русскому миру вообще. Произведения Белова – лучший проявитель космополитического и национального самосознания любого человека.
Читать далееБеседы о литературе
Лидия Сычёва. Иногда мне кажется, что самый большой грех – это жизнь без любви. (Может быть, я ошибаюсь, не знаю!) Потому что изначально человеку дана энергия любви, и на какую же дребедень она часто тратится! В этом всё дело.
Читать далееК вопросу о непонимании. (Константин Леонтьев — Фёдор Достоевский)
Сегодня в разговоре о К.Леонтьеве преобладают восторженные оценки: "гений", "пророк" и т.д. А.Сивак, например, считает, что его критика "розового" христианства Достоевского сокрушительна
Читать далееРифмы судьбы: Павел Катенин - Александр Казинцев
Статья «Несвоевременный Катенин», появившаяся в пятом номере журнала «Литературная учеба» в 1982 году, – первая публикация Казинцева-критика.
Читать далее«Иски» русской классике
В последние два десятилетия стало распространённым явлением походя и не походя "пинать" отечественную классику, обвиняя её в самых разных "грехах": и в несправедливой критике целых сословий, и в разрушении нравственности, и в том, что "за бортом" произведений остались подлинные герои и события, определившие державный ход русской жизни, и во многом другом.
Читать далее«Дмитрий Быков опаснее, чем коронавирус»
«Пастернак» Дмитрия Быкова: Чичиков и Коробочка в одном флаконе
Читать далееЧасть III. О чувстве Родины, русофобии, антисемитизме и о том, почему нельзя «срисовать» образ
Тема России – главная тема в жизни и творчестве Есенина – в книге Прилепина полноценно не прозвучала.
Читать далееМарина Цветаева: «Я не русский поэт…»?
В 1932 году, в пору творческой зрелости, когда принято подводить итоги, М. Цветаева опубликовала статью «Поэт и время».
Читать далееЗаметки о нескольких сюжетах в книге Прилепина «Есенин: обещая встречу впереди»
Впервые в моей практике повествование ведётся не от «я», а от «мы», в какой-то степени сдерживающем меня от некоторых резких оценок и ходов.
Читать далееИгорь Золотусский: путь критика
В статье «Уважение к преданию» (1975) Игорь Золотусский выделяет следующие типы современной критики: публицистически-социологическая, эстетическая, философская. При этом Золотусский не приводит представителей каждой критики, что затуманивает и без того не во всем внятную авторскую концепцию.
Читать далееВасилий Розанов: «человек – соло»
В. Розанов, с юности горячий поклонник Ф. Достоевского, а с середины жизни ― и К.Леонтьева, попытался в своем мировоззрении и творчестве объять, объединить два противоположных подхода к любви, личности, национальному сознанию, литературе.
Читать далееМихаил Лобанов: русский критик «на передовой»
Давно уже существует тенденция укорять русских писателей, критиков в том, что во второй половине ХХ века у них не было подлинных героев, борцов, у которых совпадают слово и дело. Так утверждают не только «левые», что понятно, но и некоторые «правые».
Читать далееВадим Кожинов: штрихи к портрету на фоне эпохи
Игорь Шафаревич в статье «Штрихи к творческому портрету Вадима Валериановича Кожинова» («Наш современник», 1993, № 9) говорит, что был удивлен отсутствию статей, посвященных 60-летию Вадима Кожинова, «так много сделавшего для русской культуры».
Читать далееБенедикт Сарнов: случай эстетствующего интеллигента
В 1988 году появилась статья Бенедикта Сарнова «Какого роста был Маяковский» («Огонёк», №19). В 2006 году вышли две книги этого критика «Маяковский. Самоубийство», «Случай Мандельштама».
Читать далееВладимир Лакшин: привычный и неожиданный…
11 марта 1967 года Твардовский записывает в рабочей тетради: «главная точка – Лакшин» («Знамя», 2002, № 9). Назначение его своим замом Александр Трифонович рассматривает как условие и гарантию дальнейшей жизни «Нового мира».
Читать далееИгорь Дедков: как русско-советско-либеральный феномен
Распределение Игоря Дедкова после журфака МГУ в областную газету Костромы вместо аспирантуры в столице оценивается многими как несправедливость, неудача.
Читать далееЮрий Селезнёв: русский витязь на Третьей мировой
Многие статьи и все книги Юрия Селезнева были событием в критике 70-80-х годов ХХ века, вызывали жаркие и долгие споры, эхо которых периодически звучит и в последние два десятилетия. Селезнёв, ссылаясь на традицию народного мировосприятия, писал: «Человек жив, пока жива память о нём».
Читать далееНеобходимость Бондаренко
В советское время победителям социалистического соревнования присваивали звание ударника коммунистического труда. Владимира Бондаренко без преувеличения можно назвать ударником критического труда, ибо он за последние 10 лет выдал «на гора» столько статей и книг, как ни один из критиков-современников. «Победителя», мягко говоря, не жалуют «левые».
Читать далееАлександр Казинцев: критика – это искусство понимания
Виктор Юхт в статье «Кто он, современный критик?» («Вопросы литературы», 1986, № 5) свои размышления о работе Сергея Чупринина «Критика – это критики» («Вопросы литературы», 1985, № 12) закончил пожеланием: «Хотел бы ещё увидеть статьи о критиках разных годов, направлений, пристрастий – о В. Лакшине и В. Огневе, А. Урбане и А. Марченко, о покойном Ю. Селезнёве и о лучших из поколения «сорокалетних», например о Вл. Новикове, И. Шайтанове, А. Казинцеве».
Читать далееЕдиножды присягнувший, или Штрихи к портрету Сергея Куняева
Статья Сергея Куняева «Трагедия стихии и стихия трагедии» («Литературная учёба», 1982, № 1) о поэме С. Есенина «Пугачёв» – первая серьёзная публикация литературоведа.
Читать далееЕсениноведение сегодня
С. Есенин предвидел не только то, что после его смерти о нём будут писать, но и то, как это будут делать: «любил, целовал, пьянствовал». На протяжении более 70 лет взгляд, отвергаемый Есениным («не то… не то… не то»), был доминирующим у мемуаристов и у тех, кому такая версия казалась убедительной.
Читать далееДмитрий Быков: Чичиков и Коробочка в одном флаконе
В рецензии Никиты Елисеева на книгу Д.Быкова «Пастернак» («Новый мир», 2006, № 4) говорится: «Все, что излагает в своей книге Быков, уже было изложено в разных статьях, книгах, воспоминаниях, нужно было все это собрать в книгу.
Читать далееСловесная диарея Дмитрия Быкова
Недавнее интервью с Дмитрием Быковым называлось «Манифест трудоголика» («Новая газета», 2009, № 65). Трудоголик – это не только самооценка писателя, но и широко распространённое мнение о нём.
Читать далееДискуссия «Классика и мы»: тридцать лет спустя
Дискуссия «Классика и мы» проходила 21 декабря 1977 года в ЦДЛ. Cовпадение с днем рождения Иосифа Сталина – в чем увидели символическую заданность некоторые участники дискуссии и зарубежные СМИ – чистая случайность.
Читать далееАлександр Твардовский: мифы и реальность, или Заметки о заметках В.А. и О.А. Твардовских
Совсем недавно в печати («Литературная Россия», 2008, № 9) появилась очередная публикация дочерей Твардовского, которые, полемизируя со статьёй В. Огрызко («Литературная Россия», 2007, № 18-19), предлагают своё видение жизни и творчества Александра Трифоновича.
Читать далее«Русская тема» В. Пьецуха: сборник мерзких анекдотов
Во второй половине 80-х годов ХХ века началась очередная – теперь либеральная – кампания по дискредитации классиков русской литературы. Кампания, которая в ХХI веке набрала ещё большую силу.
Читать далееАлександр Разумихин: час серости
В 2008 году в «Литературной России», в номерах 42-51, было опубликовано большое по объёму сочинение А. Разумихина «Трое из сумы». Это редкая за последние 20 лет попытка дать в одном «флаконе» портреты Ю. Селезнёва, А. Ланщикова, М. Лобанова, В. Бондаренко, А. Казинцева, С. Куняева, Н. Машовца, С. Боровикова, И. Шайтанова, А. Неверова, В. Калугина, Л. Барановой-Гонченко, В. Коробова, В. Куницына, А. Михайлова и других критиков.
Читать далееМихаил Голубков: удачная неудача
В 2008 году в издательстве «Академия» вышла в свет книга профессора МГУ М. Голубкова «История русской литературной критики ХХ века (1920-1990-е годы)» тиражом в 2 000 экземпляров.
Читать далееВиктор Захарченко: Господь с нами, Он не оставит Россию
Беседа с Ю. Павловым и М. Синкевич
Наша встреча началась с монолога Виктора Гавриловича…
Юрий Казаков: «…Помня о божественности слова и о правде»
8 августа исполнилось 90 лет со дня рождения Юрия Павловича Казакова. Почти все российские СМИ, как и ожидалось, обошли вниманием юбилей классика русской литературы, одного из лучших рассказчиков ХХ века. Читателям «Родной Кубани» предлагается статья о жизни и творчестве Мастера.
Читать далееНесколько слов о настоящем и будущем «Родной Кубани»
Редакция «Родной Кубани» сердечно благодарит гениального русского писателя Виктора Ивановича Лихоносова за его восемнадцатилетнюю подвижническую деятельность главного редактора журнала. Будем стремиться продолжать лучшие традиции издания.
Читать далееНесколько слов о настоящем и будущем «Родной Кубани»
Редакция «Родной Кубани» сердечно благодарит гениального русского писателя Виктора Ивановича Лихоносова за его восемнадцатилетнюю подвижническую деятельность главного редактора журнала. Будем стремиться продолжать лучшие традиции издания.
Читать далее